Психология в медицине - важная составляющая

1 апреля 2019

В профессиональной деятельности врача психология играет важную роль, так как специалист должен уметь предугадывать поведение пациента, предотвращать конфликты, настроить больного на процесс лечения и выздоровления.

Врач-пациент: модель отношений

В разных культурах и обществах отношения между врачом и пациентом имеют разную трактовку. Американский биоэтик Роберт Витчи предложил своё видение отношений, которое имеет 4 модели:

Техническую, где пациент рассматривается врачом как личность. Лечение проводится по технической процедуре. Главной задачей врача - устранить неполадки и помочь вернуть больному способность действовать.

Сакральную, врач относится к пациенту как к ребёнку, сопереживает и обеспечивает ему моральную поддержку. Цель врача не навредить больному.

Коллегиальную, здесь пациент выступает в роли союзника и помощника врача. Врач согласует все свои решения с пациентом, и они вместе прилагают все усилия для борьбы с болезнью.

Контрактную, где врач и его пациент несут ответственность за проводимое лечение. Ведущая роль накладывается на врача, он назначает эффективное лечение, а пациент строго следует рекомендациям и отчитывается перед врачом о процессе проходимого ним лечения.

Правила общения врача с пациентом

На сегодняшний день существуют основные правила, которые придерживается врач в отношениях с пациентом. Всё начинается с первичного приёма, который является сложным этапом в формировании доверительных отношений. В этот момент врач должен помочь больному раскрыться и в подробностях рассказать всё то, что его беспокоит. При этом врач показывает заинтересованность, всячески поддерживает и поощряет пациента.

Второй этап называется «психическая вентиляция» или «освобождение», в этот момент врач выделяет важные факторы и создаёт атмосферу полного взаимопонимания и комфорта, поэтому, невзирая на ограниченное время приёма, врач должен постараться не прерывать рассказ пациента.

Также, врачу необходимо придерживаться личного пространства, а именно не приближаться к пациенту слишком близко, избегать дружеских рукопожатий и похлопываний. Основной акцент основывается только на зрительном контакте. По глазам врача, пациент чувствует отношение доктора к нему, что помогает ему раскрыться и успокоиться, ощущая понимание и сопереживание к его проблеме.

Установка «врач» формируется с детства

Главным критерием успешного приёма и лечения является доверительное отношение пациента к доктору, которое формируется с детства. Именно поэтому, задача родителей ребёнка изначально приучать малыша не бояться врачей и ни в коем случае не говорить ему «что врач тебе не поможет», ведь такой настрой позже станет препятствием в жизни повзрослевшего ребёнка при посещении доктора.

Поэтому, если пациент плохо идёт на контакт, то врачу необходимо приложить максимум усилий и стать хорошим психологом, чтобы добиться доверия пациента.

Бывают случаи, когда больной, приходя на консультацию к доктору, ожидает от него невозможного, так как считает его «волшебником, способным одним взмахом волшебной палочки излечить его от любых болезней». В такой ситуации врачу необходимо мягко объяснить от чего зависит успех лечения и чем чревато халатное отношение к приписанным ним инструкциям.

Таким образом, хороший врач просто обязан быть психологом. От этого зависит успех врачевания пациентов.