Как осуществляется возврат медицинских товаров в России?

18 сентября 2017

Как и любые другие товары, продукцию медицинского характера потребители покупают за денежные средства в специализированных местах продажи. И, вместе с необходимостью купить, также иногда появляется необходимость вернуть продукцию по какой-либо причине. Сразу отметим, что по любой продукции по возврату следует ориентироваться на основной закон, регулирующий отношения продавец-потребитель – *О защите прав потребителей*, закон РФ № 2300-1 от 7 февраля 1992 года. По данному нормативному акту, покупатель может в течении 14 дней после покупки, если это подтверждено товарным чеком и товар в надлежащем товарном виде, вернуть купленное и получить назад оплату или обменять купленное на продукт надлежащего качества.

Но в описываемом случае есть достаточно большой пласт исключений, указанных в постановлении российского правительства № 1222 от 20 октября 1998 года и №81 от шестого февраля 2002 года – список товаров непродовольственной группы надлежащего качества, на которые не распространяется закон о возврате или обмене на товар, тождественный, но другого вида, размера, габарита, цвета либо комплектации.
Это:
* любые виды лекарств
* все товары индивидуального использования для санитарно-гигиенических нужд из металла, резины, текстиля – спринцовки, бинты, салфетки
* приборы, аппараты медицинского назначения – термометр, тонометр
* средства гигиены рта – зубные нити, пасты, ополаскиватели
* детская гигиеническая группа – подгузники
* иные предметы индивидуальной гигиены – зубные щётки, щётки для волос
* медицинская косметика – шампуни, кремы, лосьоны
* трикотаж и швейная продукция – в нашем случае это продукция медицинского назначения – бандажи, пояса
* разнообразная медицинская литература

И, всё же, в законе о защите прав потребителей также указано, что в случае неподобающего качества приобретённого продукта не по вине потребителя (продукция просроченная, в наличие признаки повреждения), покупатель имеет право на возврат. В этом случае стоит обратиться в аптеку (место покупки) и аргументировать свое желание вернуть товар. Далее возможны два варианта развития событий: аптека примет во внимание ваше заявление и обменяет покупку на аналогичную, но подобающего качества или возвращает стоимость покупки, либо отказывается от таких действий. Во втором случае для потребителя прописан вариант проведения экспертного анализа за счёт продавца (аптеки), с правом присутствия при нём, а также возможность инициировать судебный процесс. Следует заметить, что в большинстве случаев, при обнаружении явного недостатка, аптеки выбирают первый вариант.

То есть, купив товар в аптеке, произвести возврат его в случае необходимости будет на самом деле трудно, даже если им не пользовались, упаковка цела и в наличие товарный чек. Причина в том, что в условиях аптечного склада вся продукция хранится строго в соответствии с нормами и правилами хранения данной группы товара. И после того, как он был куплен и вынесен за пределы аптеки, условия его хранения неизвестны. Возврат и последующая повторная реализация такой продукции может стать причиной угрозы для здоровья купившего, что совершенно недопустимо.
Поэтому следует с особой внимательностью отнестись к приобретению товаров медицинского назначения – покупать только то, что действительно необходимо, точно знать, за чем пришли в аптеку (не полагаться на советы фармацевта), внимательно проверять надлежащий товарный вид, не отходя от окошка в аптеке, сохранять чеки. А в ситуации, если вам, всё же, продали ненадлежащий товар - не откладывая, обращаться с просьбой возврата.